13 апреля 2020
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:
12 МИН.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
ISTOCKPHOTO.COM/MARTINWIMMER

Почему нынешнее обучение в вузах — никакое не онлайн-образование

За последние две недели 100% вузов перешли на дистанционное обучение,
и студенты учатся из дома. Пока университеты сутками напролет перестраивают процессы, чтобы отчитаться об успешном переходе
на онлайн-обучение, а спустя время мы увидим много отзывов от всех участников образовательного процесса. И я уже предвижу, что большинство из них будут дискредитировать онлайн-формат обучения. Хочу предостеречь широкую общественность от скороспелых выводов и рассказать о разнице между настоящим онлайн-обучением и текущей ситуацией.

Нурлан Киясов
Генеральный директор центра EdCrunch НИТУ «МИСиС»
Происходящее мы называем «экстренной доставкой контента»
Пандемия коронавируса продиктовала вынужденный переход на дистанционное
обучение. Большинство вузов и сами преподаватели не были совершенно готовы. Как показало исследование НИУ ВШЭ 2019 года, преподаватели вузов с ученой степенью оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями на 3,2 балла из 5. Каждый 4-й из них ни разу за последние 3 года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видеоконференциях.

Преподаватели не обязаны владеть технологиями онлайн-обучения
Их просто к этому не готовили, хотя образование и его современные методы — главная функция университетов. Попробуйте обязать хирурга выполнять свою работу из дома. Пускай он объяснит пациенту по «Скайпу», как удалить себе аппендицит. Звучит абсурдно. То же и с нашими профессорами. Поэтому то, с какой находчивостью преподаватели перестраиваются на дистанционный формат, заслуживает похвалы.

Преподаватели справляются как могут
Иногда доходит до смешного. Некоторые преподаватели просят писать лекции
от руки и отправлять сканы на проверку. Несколько человек из разных локаций в режиме реального времени общаются благодаря цифровым технологиям, студенты могут поднимать руки с помощью одной кнопки, могут пальцем в планшете писать как на доске, а им говорят «конспект, будьте добры, напишите от руки и отправьте скан». Или, например, был случай, когда преподаватель по физкультуре попросил студентов снять пятиминутные видеоролики с выполнением физических упражнений. Хотя к дистанционному обучению физкультурой можно подойти креативнее, например, сделать подборку из готовых видеороликов на YouTube, найти в открытом доступе чек-листы и научить заниматься спортом дома, пока нельзя никуда ходить.

Нужно больше инструкций и инструментов
Преподаватели столкнулись с отсутствием руководств и трудностями в организационных вопросах. Кто-то проводит занятия в Skype, кто-то в Zoom, кто-то только кидает только задания в WhatsApp. Некоторые записывают лекции на вебкамеру и отправляют студентам. К сожалению, качество таких материалов очень низкое и воспринимать их тяжело.
Как минимум, из-за того, что контент на YouTube, к которому привыкли студенты, снят и смонтирован профессионально, и зритель избалован качеством продакшна. Поэтому студенты очень скептичны и не заинтересованы, когда преподаватель отправляет им свои записанные лекции, где в комнату неожиданно заходит ребёнок, сосед начинает сверлить стену или качество звука такое, что приходится вслушиваться в каждое слово.

Возникают трудности с контролем посещаемости
Одни преподаватели просят поставить «+» в чат, другие требуют включать вебкамеры и скриншотят студентов. На фоне всех недоразумений и неприятностей один элемент академический жизни остается неизменным — оценка. Студенты не получают образовательного опыта в кампусе, но они получат оценки, пусть даже формальные
как следствие гибкости преподавателей.
У онлайн-обучения нет проблем, которые есть у дистанционного.
Потому что онлайн-обучение — это глубокое планирование

В основе лежит тщательно спроектированный учебный процесс в электронной информационно-образовательной среде. У преподавателей есть инструкции, методички, памятки, чек-листы, шаблоны писем и оповещений и даже презентаций, где продумано
всё — от заставки перед началом урока, до слайда с домашним заданием. Наш центр (центр современного образования EdCrunch) вызвался помочь с этим, на днях запустим сайт
со стартовым набором инструкций и готовых шаблонов
и будем его дополнять всем необходимым.

Ключевым в онлайн-обучении является педагогический дизайн
Его используют как инструмент проектирования онлайн-курса, но он сейчас отсутствует при переходе на «дистант» в России. При проектировании онлайн-курса педагогический дизайнер продумывает темп освоения материала, форму представления информации,
а также учитывает количество будущих слушателей курса. Если одновременно на курсе учатся 35 человек — это одна методология, а если 1000 — совсем другой подход к тем же контрольно-измерительным материалам: их следует унифицировать и как можно сильнее свести к автопроверке, чтобы сэкономить время преподавателя. При проектировании изучается целевая аудитория, формируется структура учебного материала, определяются типы контента, типы взаимодействия со слушателями, типы заданий и планируется
всё вплоть до сдачи экзамена и сбора обратной связи.

Как снимаются настоящие онлайн-курсы
Онлайн-курсы, предназначенные для настоящего онлайн-обучения, снимаются
в профессиональных студиях с командой экспертов. Стоимость продакшна одного курса может доходить до миллиона рублей. Материал в программе заранее проработан и выверен до слова, автора дополняют графики, модели, картинки, анимация, примеры формулы
и так далее. Создание онлайн-курса — это большая работа. Для онлайн-обучения мало просто сесть перед камерой и рассказать студентам аудиторный материал — нужно адаптировать весь контент.
Профессиональная студия EdCrunch НИТУ «МИСиС», где мы снимаем наши онлайн-курсы
Помимо изменений в преподавании вузы должны четко спланировать, как организовать консультирование, лабораторные работы и итоговый экзамен с прокторингом. Полноценные онлайн-сервисы для этого есть на рынке, но вузы должны не только интегрировать их в свою среду, но и обеспечить доступ к ним для всех студентов
без исключения.
Дистанционное обучение и онлайн-обучение —
это фундаментально разные вещи

В первом случае весь привычный очный опыт просто переносится в онлайн-среду
с помощью цифровых технологий. В текущих условиях ещё и как попало, потому
что приоритет отдаётся скорости. А во втором проводится глубокое планирование
и проектирование всех элементов обучения: от понимания целевой аудитории до дизайна процедуры проверки знаний. Поэтому, если вы слышите от студента или преподавателя,
что онлайн-обучение — это не интересно, не хватает живого общения или эффективность такого обучения низкая, знайте — всё это про «экстренный дистант», и не имеет ничего общего с настоящим онлайн-обучением.

Оставляя в стороне философские рассуждения о роли высшей школы в жизни общества
и о приоритетности исследования над преподаванием (наши университеты так и не смогли стать «исследовательскими»), делом первостепенной важности университета является образование. Ясно одно, российским университетам и ректорам надо инвестировать
в современные методы преподавания и отойти от трансляций старого опыта и рабства КЦП. Последние 10 лет ведущие университеты (в обычных ещё больший застой) отвлекались
от этой основной задачи из-за постоянных «игр» с проверяющими органами. Безуспешно пытались повысить собственную эффективность за счёт внедрения элементов управления из бизнеса, которые требовали бесконечного соперничества друг с другом за места
в рейтингах и бюджетное финансирование. При пустых кампусах эти «победы» кажутся такими же пустыми.
Эта же статья, но с аналитикой от игроков рынка на сайте «Ведомостей»
Хотите узнать больше о инновациях в мировом образовании?
Раз в неделю письма про цифровые технологии в образовании или контент EdCrunch Conf. Анонсы воркшопов, лекций и интервью. Иногда промокоды на курсы и мероприятия.
Прочитайте также
Подписаться на соцсети
©2014-2020, EDCRUNCH. Все права защищены.
История EdCrunch
2018
2019
Организационные вопросы и продажа билетов
hello@edcrunch.ru
Стать партнёром
partners@edcrunch.ru
СМИ
pr@edcrunch.ru
Правовая информация
Made on
Tilda