10 апреля 2020
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:
12 МИН.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
ISTOCKPHOTO.COM/MARTINWIMMER

Образовательные стандарты
и нестандарты

Понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году
с принятием закона «Об образовании». Так появились требования
к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и еще один повод для обсуждений и споров в обществе.
Поговорим о том, какие образовательные стандарты существуют,
о трендах в обучении и о предпосылках для развития новых
стандартов в обучении.

Что происходит с образованием в России
и какие тренды в обучении сейчас существуют

С 1 января 2019 года российские вузы перешли на новый образовательный стандарт — ФГОС 3++.
Это значит, что абитуриенты, поступающие на первый курс после 2019 года, будут учиться по новым правилам.
Обновленный стандарт предполагает и обязательные образовательные предметы, и те, которые студенты
выбирают для изучения самостоятельно.

Изменения в области образования диктует современность и тренды, которые уже существуют
и реализуются в некоторых учреждениях.

Индивидуализация — один из основных трендов образования. Она представляет собой процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта. Благодаря новому стандарту студенты имеют право формировать содержание своего обучения самостоятельно, основываясь на собственных интересах и планах
на будущее. И новый стандарт пришелся весьма кстати, поскольку при формировании программы обучения позволяет учитывать особенности и предпочтения студентов.

Некоторые российские вузы частично ввели ИОТ — индивидуальные образовательные траектории, которые позволяют студентам самим выбирать курсы и направления обучения. Например, такая система работает
в Тюменском государственном университете. Около 25-30 % занятий учебного плана здесь представляют собой элективные курсы, то есть те лекции и практики, которые студенты выбрали для изучения самостоятельно.
Занятия ведут не только штатные преподаватели университета, но и приглашенные эксперты из других вузов.
Все это позволяет студентам попасть в быстро меняющуюся и непривычную для них среду и научиться
в ней адаптироваться — все, как в настоящей жизни.

Но обновленный стандарт пока подготовили не для всех направлений обучения, и поэтому на специальности,
по которым отсутствуют актуализированные стандарты (ФГОС 3++), прием на обучение и образовательный процесс ведется в соответствии с предшествующими стандартами (ФГОС 3+).
В нашем вузе индивидуализация реализуется с помощью индивидуальных планов.
Часть дисциплин является обязательной, а другая — вариативной. Получается,
что у каждого студента отчасти собственная траектория обучения. Также у всех магистрантов первого года обучения в учебном плане есть блок «Цифровая культура», который обязателен для изучения. Но студенты могут выбирать самостоятельно,
какие компоненты этого блока им более интересны, и они хотели бы их изучить.

Александра Игоревна Петрик
Начальник управления онлайн-обучения Университета ИТМО

Василий Третьяков
Генеральный директор Университета-2035
Наш опыт индивидуализации связан с проведением проектных интенсивов
для студентов в вузах и на обеспечении траекторий развития людей вне рамок образовательных программ. В обоих случаях на основе собранных на нашей платформе данных можно утверждать следующее: человек осознанно подходит к своей траектории развития, когда он включен в какую-либо деятельность и в ней у него появляется образовательный запрос.

Наша модель работы в вузах следующая:
1
мы выделяем модуль проектной деятельности в образовательной программе
2
проводим со студентами работу по командообразованию и выбору проектов, связанных с созданием новых продуктов или решением задач бизнеса
3
студенты определяют роли и задачи в командах и на этой основе при поддержке цифровой платформы формируют свои траектории развития, осваивая онлайн-курсы, используя цифровые ресурсы или участвуя в разных мероприятиях. Наличие тщательно отобранных инструментов, обучение «точно в срок», наличие памяток
и шаблонов для создания курсов, консультации в режиме реального времени — все то, что обеспечивает онлайн-подразделение.
Обязательно каждый шаг развития студент рефлексивно оценивает, что позволяет
ему осознанно выбрать следующий, поменять ранее намеченную траекторию развития. Важно, чтобы выбор студента включал все доступные ему в современной среде варианты обучения, а не только те, которые предлагает университет. Зачет результатов обучения происходит на основании предъявления результата проектной деятельности и цифрового следа обучения.
Цифровизация. Индивидуализация — не единственный тренд в системе российского образования. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, основная тенденция образования — это цифровая революция, то есть использование искусственного интеллекта и виртуальной реальности для целей обучения будущих специалистов. Если раньше виртуальная реальность использовалась в основном для обучения летчиков,
то сегодня благодаря ей можно получить знания по самым разным направлениям и специальностям. Например, сотрудники лаборатории дополненной/виртуальной реальности и разработки игр Высшей школы ИТИС разработали симулятор хирургических операций, чтобы студенты познакомились со всеми этапами хирургического вмешательства и отточили технику проведения сложных действий перед тем, как приступить к практике.

Дистанционное обучение как еще один тренд в образовании активно развивается: темпы его роста сегодня опережают динамику мирового рынка онлайн-образования. Доля дистанционного обучения на внутреннем рынке бизнес-образования России составляет 1,1 %. Для сравнения, в таких странах, как США, Япония и некоторых других европейских странах, она равна 20-30 %. В 2018 году объем рынка дистанционного образования составил около 28,9 млрд. рублей. Ожидается, что к 2021 году он увеличится до 53,5 млрд. рублей, а доля онлайн-образования
в структуре российского образования в целом — до 2,6 %.

По данным исследования Яндекс.Кассы и Нетологии, пока только 8 % пользователей имеют опыт обучения
через интернет, но уже 40 % допускают, что будут учиться онлайн. Средний чек россиян за курсы, тренинги
и мастер-классы в интернете из года в год увеличивался более чем на 20 %, а оборот рынка онлайн-образования
— более чем на 60 %. То есть можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение — перспективное направление развития рынка образования.

Дополнительное образование и обучение через всю жизнь — еще один тренд современной системы. Спецпредставитель президента Дмитрий Песков назвал следующие тренды образования: цифровизация экспорта образования, цифровые платформы и цифровизация и дополнительное образование. Лет так 20 назад еще можно было получить профессию единожды и на протяжении всей жизни конвертировать теоретические знания в опыт. Сегодня делать так уже не получается, потому что мир меняется значительно быстрее утвержденных стандартов,
и знания, полученные однажды в учебном заведении, через 2-3 года нуждаются в обновлении, а специалисты
— в повышении квалификации и переподготовке. Обучиться одной профессии и в дальнейшем забыть про обучение уже недостаточно, и образование через всю жизнь стало необходимостью. Многие университеты следуют такому тренду и формируют системы непрерывного обучения, например, создают курсы повышения квалификации и обучения новым профессиям

Какие образовательные стандарты остались и почему

Фундамент будущей системы образовательных учреждений в Российском государстве был заложен в XVIII веке
с появлением первых училищ, гимназий, а затем и вузов. Чтобы понять, какие образовательные стандарты остались и почему, обратимся к истории.

Структуры. Система среднего образования в России была создана в XVIII веке с открытия главных и малых народных училищ. Первые открывались в губернских городах и в них учились четыре года, вторые — в уездных городах, и срок обучения в них составлял уже два года. В 1804 году был принят устав учебных заведений России, которые делились на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты.

По данным переписи 1897 года только 21,1 % населения Российской империи были грамотными, и даже к 1917 году показатель оставался на низком уровне: в некоторых регионах он составлял около 23 %, в центре — 50 %.
В 1920-1925 годы была объявлена кампания по ликвидации безграмотности населения и введена государственная система учебных заведений. В 1930 году начальное обучение во всей стране стало обязательным. В городах
и городских поселениях ввели семилетнее обязательное обучение, в сельских местностях чуть меньше, но с 1949 года окончившие начальную школу в селах переводились в пятый класс и продолжали учиться, что положило начало перехода к расширению среднего образования. С начала XX века заметно возросла роль высшего профессионального образования, и после получения среднего образования было принято поступать
в так называемые вузы.

Та структура образовательных учреждений сохранилась по сей день, правда, с изменениями в самой системе, благодаря основному принципу и тренду образования — непрерывности обучения и ступенчатости.

Роли. В 1930-е годы в России закрепился тот тип урока, который существует по сей день, — с ведущей ролью учителя, чёткими правилами и методиками преподавания. В современном мире основной задачей учителей
и преподавателей стало создание комфортной среды для обучения, а не техническая передача знаний, как это было раньше. Теперь учителя не должны грести всех учеников под одну гребенку, а стараться учитывать особенности каждого из них для того, чтобы создавать комфортные условия для развития.

Методы. В 1940-х годах, во время Великой Отечественной войны, были приняты важные дополнительные правила, касающиеся школ, — об учёбе с 7 лет, о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся, о выпускных экзаменах по окончании начальной и средней школы, о награждении золотыми
и серебряными медалями за успешное окончание школы. После войны срок обучения в школе увеличился
с 7 лет до 8, а в 1960-1970-х годах — до 10 лет.
Классическое образование зародилось в Германии в начале XVI века.
В Российском государстве идеи классического образования стали формироваться позже, в XVII столетии. Под классическим понималось среднее образование, основанное на изучении литературы и древних языков таких,
как древнегреческий и латынь.

С середины XVIII века основной задачей классического образования стало развитие мышления и формирование мировоззрения, и в учебный план гимназий стали включаться родной язык, история и естественные науки. Несмотря на то, что классическое образование ограничивалось узкими филологическими рамками и вызывало недовольство во многих общественных кругах, оно считалось главным этапом для подготовки к получению университетского образования и оставалось господствующим
до революции 1917 года.

Современное классическое образование безусловно отличается от прошлого, но в то же время оно не изменилось тем, что по-прежнему нацелено
на непрерывность обучения, саморазвитие и формирование условий
для развития свободной и ответственной личности.
Несмотря на то что образовательные стандарты разрабатывались и существовали ещё с начала 90-х годов,
только в 2009 году появились стандарты нового поколения — федеральные государственные
образовательные стандарты
(ФГОС).

Отношение к образовательным стандартам в российском обществе различаются.
Мы попросили поделиться своим мнением эксперта.
Отношение к образовательным стандартам должно строиться на том, какие цели и задачи ставят перед собой участники образовательного процесса — студенты, преподаватели, родители учащихся, работодатели, государственные заказчики и общество в целом.

В том случае, когда работодателем выступает государство (госорганы, медицина, школьное образование, силовые органы и пр.), оно предъявляет определенные требования к навыкам и компетенциям будущих специалистов и, соответственно, заказывает отвечающие своим требованиям образовательные программы и стандарты. В этом случае учащийся приобретает знания и задаваемые навыки во время учебы в вузе и после выпуска устраивается на работу на государственную службу и в организации, контролируемые госорганами. Таким образом государственные образовательные стандарты для госслужбы кажутся важными и необходимыми. И они вполне работоспособны для определенной части программ образовательных специальностей вузов.

Но дело в том, что не все выпускники поступают на госслужбу — большая часть устраивается на работу в коммерческие организации. В таком случае разумно сказать
о том, чтобы требования на образовательные результаты выпускников вузов для этого сектора задавались не государственными департаментами.

Понятие «образовательного стандарта» тесно связано с государственной аккредитацией учебных учреждений, поскольку она проводится по основным образовательным программам, реализуемым в учреждении в соответствии с ФГОС. И, как правило, если
вуз не аккредитован, то он не имеет репутации заслуженного учреждения, и спрос
на его услуги может быть в понимании традиционного общества ниже, чем на услуги аналогичного аккредитованного вуза. Но такая позиция означает одно: государство пытается выстраивать всех под требования госслужб и никак не под требования предпринимательских инициатив и рисков, ведущих к развитию экономики страны.
Такое позиционирование лишает возможности генерации прорывов у большой части общества страны, потребляющего результаты высшего образования. Кроме того,
оно мешает автономности университетов и развитию инициатив в высшем образовании снизу, со стороны университетов.

Поэтому единые образовательные стандарты для всех специальностей в России
не способствуют развитию общества и экономики в целом. Образование, прежде всего, должно быть ориентировано на учащегося и его жизненные цели как основного заказчика образования. Основной целью большинства выпускников вузов в настоящее время является трудоустройство. Но проблема большинства выпускников в том, что они не могут устроиться на работу по специальности из-за отсутствия необходимого опыта, компетенций и знаний, которые они планировали получить в стенах образовательного учреждения.

Образовательные стандарты не успевают меняться с той скоростью, с которой происходят изменения на рынке труда. А декларирование на соответствие ФГОС по каждой новой специальности требует большого времени ручной и бумажной работы, изменения кадрового состава, поэтому вузы неохотно идут на такие изменения. И это еще один аргумент в пользу того, что ФГОС для большинства программ вузов не нужен. Наверное, необходимы разные системы образования, пилотные проекты, которые будут допускать
не одинаковое и не единое для всех высшее образование по собственным стандартам
и понимание качества образования. У государства в любом случае уже есть мощный рычаг воздействия на управление университетами через лицензирование образовательной деятельности.

Валерий Платонов
Валерий Платонов, к.ф.-м.н., председатель оргкомитета EdCrunch Award - GESA Russia

Предпосылки для развития новых
образовательных стандартов

Образовательные стандарты в России постоянно меняются, но существуют предпосылки
для очередного изменения в системе. И вот, какие именно это причины:
1
развитие soft и self навыков
2
новые методы для обучения взрослых
3
необходимость непрерывного обучения
4
мотивация и самомотивация
5
новые технологии
Развитие soft и self навыков. Работодатели отмечают, что при приеме на работу оценивают не только профессиональные качества соискателей, но и дополнительные знания и умения, так называемые soft и self skills.
К ним относятся приобретенные через образование и опыт личностные навыки: креативность, ответственность, коммуникативность, умение работать в команде, решать задачи и прочие — те, которым напрямую не учат в школах, сузах и университетах.

Необходимость развивать у обучающихся навыки общения, слушать и слышать собеседника, умения работать
в команде, ставить и достигать целей требует соответствующей реформы в сфере образования. Так, например, некоторые вузы постепенно к этому идут и внедряют ИОТ — индивидуальные образовательные траектории,
о которых мы уже говорили. Такие траектории позволяют студентам посещать занятия по выбору и общаться
с обучающими других курсов и направлений и как минимум учиться приспосабливаться к изменяющимся условиям и учиться работать в разных командах.

«60% современных дошкольников будут заниматься тем, что сейчас, может быть, еще не существует, — считает Джейми Касап, евангелист образования Google. — Мы не должны придумывать профессии будущего: вместо этого надо развивать навыки, которые могут пригодиться на протяжении всего XXI века».

Новые методы для обучения взрослых. Концепция непрерывного образования требует создание
и совершенствования условий обучения не только для детей и подростков, но и для взрослых. Для каждого университета или другого образовательного учреждения одной из основных задач должно стать формирование такой среды, в которой было бы комфортно учиться всем: студентам, преподавателям, учёным и взрослым специалистам, которые решили повысить квалификацию или сменить профессию.

С развитием науки и техники некоторые профессии становятся менее востребованными. Например, в России самыми невостребованными стали профессия учителя средней школы и бухгалтеры, ещё — средний юридический персонал в судебной, адвокатской и нотариальной деятельности и средний персонал библиотек, музеев
и художественных галерей.

В докладе Всемирного экономического форума за 2016 год говорится о том, что к 2020 году 5 миллионов рабочих мест заменят современные технологии и искусственный интеллект, и такая тенденция только будет расти.
Но на смену одним профессиям придут другие, и появится масса новых рабочих мест.

Необходимость непрерывного обучения продиктована современностью и тем, насколько быстро устаревают академические знания. Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф говорит
о том, что непрерывное обучение — это необходимость. «Если оценить результаты нашего обучения с точки
зрения применимости знаний в жизни, то получается, что мы построили пирамиду ненужных знаний. И чем дольше
мы живем, тем меньше остается востребованных навыков. Каждые два года знания удваиваются. Это означает,
что через три года после обучения в школе или вузе, мы обладаем только 25% навыков, которые нам могут пригодиться. И это гигантский вызов, который стоит перед системой образования, перед работодателями
и обществом в целом».

Андрей Лямин
Директор Центра дистанционного обучения
Сегодня непрерывное обучение не просто модный тренд, а необходимость и философия нашего времени. Мир стремительно меняется: появляются новые профессии
и трансформируются уже существующие, соответственно, требуется получать новые знания и навыки или усовершенствовать те, которые уже есть. Поэтому у непрерывного обучения не может быть конечной цели, оно должно стать привычкой, перманентным состоянием современного человека — жизнь по принципу lifelong learning. Успевать
за веяниями эпохи, оставаться востребованным на рынке труда — это те задачи, которые достигаются за счет непрерывного обучения. Оно стимулирует человека к личностному росту, а также к повышению конкурентоспособности. Помимо всестороннего развития личности, оно содействует развитию всего общества.

Для понимания того, что пора пойти учиться, могут быть разные причины. Во-первых, если вы понимаете, что не успеваете за развитием своей профессиональной сферы. Во-вторых, если решаете сменить направление своей деятельности или хотите попробовать что-то новое — получить другую профессию или заработать повышение по службе. Когда человек понимает, что хочет что-то изменить, хочет новых знаний, впечатлений, чего-то нового,
это все тоже может стать стимулом пойти учиться. Кстати, выражение «пойти учиться» теряет актуальность и становится, скорее, фигуральным. Учиться теперь можно и не выходя из дома онлайн.

Выбор способа обучения зависит от человека, его мотиваций, целей и возможностей. Записаться на курс проще, чем поступить в университет. Онлайн-курсы открывают границы, становятся двигателем непрерывного обучения. Они несомненно являются важной частью современного образования. Поэтому оцените свое время, собственные особенности обучения, найдите мотивацию и определите цель. Это все поможет выбрать наиболее подходящий для вас формат обучения.
Мотивация и самомотивация. Психологи и педагоги утверждают, что результат и качество выполнения любого действия основано на мотивации человека. Это касается и образования: успеваемость школьника или студента зависит, в том числе, от его мотивации учиться. Система образования должна строиться таким образом, чтобы обучающемуся было интересно принимать участие в процессе.

По данным ВЦИОМ, 47% россиян не работают по специальности (55% среди людей со средним специальным образованием). Свой выбор респонденты объясняют невозможностью устроиться или отсутствием работы
по специальности (30%), более высокой заработной платой в другой профессиональной области (24%),
а также тем, что нашли себя в другой сфере деятельности (20%).

Поэтому одна из ключевых задач для учебных учреждений — привить учащимся способность учиться, способность
к самообразованию и самообучению, и эта компетенция уже сегодня востребована у работодателя, в течение времени роль её будет только возрастать.

Не только умение учиться сейчас главное, а ещё очень важно желание учиться, потому что вопрос мотивации сегодня стоит. В этом отношении вопрос, который сегодня стоит и в отношении к работодателям, это вопрос насколько и работодатель, и преподаватель, и в вуз в целом будут мотивировать человека и создавать
ему необходимые стимулы для развития.

Новые технологии. По данным ВЦИОМ, 52 % родителей полностью или скорее удовлетворены качеством школьного образования. При этом 32 % родителей не устраивает оснащенность школ компьютерами
и лабораторным оборудованием и еще 30 % родителей недовольны тем, что в школе уделяется недостаточно внимания развитию индивидуальных и аналитических способностей у детей.

Компьютерное оснащение классов, виртуальная реальность, дистанционные методы обучения — все это новые технологии, которые успешно применяются в обучении, но не во всех учебных учреждениях.

«Современные дети могут произвести настоящую революцию в образовании — от детского сада до старших классов. Они понимают, как искать нужную информацию, и знают все об интернете. Необходимо повысить привлекательность образования для школьников и сделать так, чтобы им было действительно интересно учиться,
и использование современных технологий способно на это», — считает Анант Агарвал, генеральный директор edX.

Легко ли менять образование

«Образовательная система отстает на триста лет. Сегодня в школах педагоги часто просят учеников выключить компьютеры и внимательно слушать, а затем повторять. Я думаю, что нужно полностью изменить систему образования», — говорит Анант Агарвал.

Образование меняется непрерывно, но легко ли его менять — вопрос открытый. На одном из выступлений основатель «Википедии» Джимми Уэйлс отметил, что в век технологий система классического образования
не спешит меняться, однако наблюдается рост альтернативного обучения, например, онлайн-образования.

Российские образовательные стандарты не так давно снова поменялись: на место дидактического обучения пришла необходимость обучать компетенции и развивать потенциал учащихся. То есть надо учить не столько знаниям, сколько способам обращения с ними: где их искать, как отбирать и применять.

Павел Лукша
профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт Сколковского центра развития образования (SEDEC)
В России и в мире образование является одним из самых консервативных общественных институтов. Общество передает знания из одного поколения в другое через образование, поэтому часто оно держится за практику и сопротивляется тому, чтобы меняться.

Такова природа именно индустриальной образовательной модели, которая наблюдается
в мире. Она направлена на воспроизводство индустриального общества и строится
на стандартах, повторяемости и оптимальном акценте достижений. За всем этим следят специальные институты, в частности, в России — рособрнадзор и минобразования, которые задают правила игры и контролируют их исполнение.

Менять образование не просто, но попытки это сделать безусловно были, есть и будут.
Один из ярких российских примеров — история со школой Щетинина. Школа была создана как эксперимент в системе среднего образования. Обучение в ней основывалось на принципе отказа от образовательных стандартов: отсутствии классов, четко установленной системы проведения уроков и бальной системы оценки. В школе практиковался метод «погружений», в котором изучение различных предметов было разделено по дням, а после занятий учащиеся занимались физическим трудом. У экспериментальной школы появились свои последователи, но в целом такая система не прижилась.

Однако сейчас вся образовательная система и, соответственно, институты, университеты
и школы находятся под давлением новой реальности, которую задают экономика, общество и меняющаяся культура. Выросло новое поколение родителей и растет новое поколение детей, а образовательные стандарты не всегда поспевают за изменениями.

Сегодня, на мой взгляд, идет давление на систему образования, и там, где можно экспериментировать, уже появились новые формы обучения. В частности, речь идет
о дополнительном образовании для взрослых, новые формы которого действительно соответствуют потребностям современной экономики и общества.
Менять образование в России интересно. У нас много людей, которые хотят его сделать лучше. Образовательные стандарты уже перестали быть реальным ограничением,
они, скорее, являются барьером для тех, кто не хочет меняться. Но в то же время, за счет наличия государственных стандартов некоторые изменения можно быстро распространить на всю систему. В текущем периоде есть много оснований для быстрых и позитивных изменений. В первую очередь это снятие границ одного вуза для студента — после вынужденного временного перехода в онлайн многие барьеры в вузах будут сняты,
как у административного персонала, так и у преподавателей. Станет очевидно, что теперь можно учить не только своих студентов, а это значит, что наиболее ценные, профессиональные и научные знания преподаватель может одновременно передавать студентам, физически распределенным по всей сети вузов. Появится возможность получать те знания, которые нужны студентам в соответствии с их персонализированным запросом — исходя из их проектов, начавшейся профессиональной или научной деятельности
или просто интересов. Это сильно изменит мотивацию и студентов и преподавателей.
И эти изменения сделать реально буквально за несколько ближайших лет.

Василий Третьяков
Генеральный директор Университета-2035
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ. СЕТЯХ:
АВТОР СТАТЬИ:
Вероника Ненцова
Хотите узнать больше о инновациях в мировом образовании?
Раз в неделю письма про цифровые технологии в образовании или контент EdCrunch Conf. Анонсы воркшопов, лекций и интервью. Иногда промокоды на курсы и мероприятия.
Прочитайте также
Подписаться на соцсети
©2014-2020, EDCRUNCH. Все права защищены.
История EdCrunch
2018
2019
Организационные вопросы и продажа билетов
hello@edcrunch.ru
Стать партнёром
partners@edcrunch.ru
СМИ
pr@edcrunch.ru
Правовая информация
Главная конференция для профессионалов в образовании и тех, кто ищет эффективные практики и инструменты для развития себя и своих детей.