ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
01 МАРТА 2020
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:
4 МИН.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Как люди учатся.
Когнитивная теория
В основе подхода конструирования знания лежат научные принципы:

  • Два канала восприятия. Люди получают информацию по двум независимым каналам:
    • По каналу визуальной информации
    • и звуковой информации

  • Ограниченные ресурсы внимания. Человек способен активно усваивать и обрабатывать лишь несколько порций информации за 1 раз.

  • Активное обучение. Человек учится только в том случае, если он непосредственно вовлечен в процесс обучения — изучает материал, выделяет ценную информацию, обдумывает и осмысливает её.
Процесс обучения с использованием цифрового контента
1. Онлайн-курс может содержать как графическую часть, так и текстовую (в печатной или устной форме).

2. Вся информация поступает в мозг по двум основным каналам: графика и печатный текст воспринимаются зрением, а устная речь и различные аудио-материалы — слухом.
3. Далее идёт процесс фильтрации, отбора ценного и важного материала.И результат этого процесса напрямую зависит от внимания ученика — чем больше внимания он уделил восприятию информации — тем больше материала попадет в его рабочую память. И наоборот, если ученик отвлекся, переключился на другие дела и т.д., то материал пройдёт, что называется, «мимо ушей», а в нашем случае еще и «мимо глаз».
4. Информация, прошедшая этап фильтрации может хранится и обрабатываться рабочей памятью. Задача рабочей памяти на данном этапе — преобразовать отдельные крупинки информации, прошедшие фильтрацию в единую смысловую модель. Делается это в два этапа — сначала из звуков формируется модель словесной информации, а из графических изображений — модель графической информации, а затем эти модели объединяются между собой в единую смысловую модель.
5. После чего единая смысловая модель должна быть связана с уже имеющимися у ученика знаниями. Чем шире будет сеть связей, чем больше знаний и опыта будет связано с новой моделью, тем крепче она засядет в долговременной памяти и тем проще, в дальнейшем, она будет оттуда извлекаться.
Таким образом, процесс обучения включает в себя три основных этапа:
  • 1
    Отбор слов и изображений (фильтрация). На этом этапе ученик должен выделить часть своего внимания, чтобы выбрать из гущи текста и графики по-настоящему ценную информацию;
  • 2
    Структурирование слов и изображений. Мысленное построение взаимосвязей между отобранными частями информации, формирование понятных ученику представлений — смысловой модели информации;
  • 3
    Интеграция. Связь полученной модели с уже имеющимися в долговременной памяти знаниями.
Не допускайте перегрузки
Осознанное обучение сработает, только когда ученик принимает активное участие на протяжении всех трёх этапов. Одна из самых больших сложностей при проектировании курса в таком ключе — построить процесс обучения так, чтобы не перегрузить внимание и память.

Для этого необходимо учитывать 3 типа когнитивных процессов:

  • Обработка лишней информации — процесс, напрямую не связанный с обучением. Имеет место, если учебный процесс плохо спроектирован и содержит много лишней информации — как текста, так и графики

  • Поиск смысла — процесс отбора наиболее важной и ценной информации. Имеет место, если учебный материал запутанный или сложный для усвоения

  • Формирование знания — процесс, направленный на глубокое понимание сущности материала (включает в себя организацию информации и ее интеграцию). Этот процесс порождается желанием ученика освоить материал.
Ошибки при разработке учебных материалов:
  • 1
    Слишком много «лишней» активности, напрямую не поощряющей обучение. В этом случае ресурсы ученика будут расходоваться попусту. Во избежание переполнения курса такого рода материалами и действиями следует уделить пристальное внимание содержанию курса — писать краткий и ёмкий текст, без «воды», для объяснения сложной графической информации использовать текст в аудио-формате;
  • 2
    Слишком сложный материал — очень много ресурсов уходит на расшифровку и поиск смысла. Во избежание этого разбивайте материал на маленькие, легко усваиваемые части. Можно также провести предварительное занятие, на котором объяснить смысл основных понятий и процессов;
  • 3
    Слишком мало активности, направленной на понимание и закрепление материала. В этом случае ученик не будет по-настоящему втянут в процесс обучения. Решением в данном случае может служить добавление в курс полезных учебных активностей, например, качественных практических заданий.
Таким образом, основные задачи при проектировании онлайн-курса:
  1. Удаление лишней информации;
  2. Управление сложным материалом;
  3. Поощрение формирования новых знаний.

Прочитайте также
Подписаться на соцсети
©2014-2020, EDCRUNCH. Все права защищены.
История EdCrunch
2018
2019
Организационные вопросы и продажа билетов
hello@edcrunch.ru
Стать партнёром
partners@edcrunch.ru
СМИ
pr@edcrunch.ru
Правовая информация
Главная конференция для профессионалов в образовании и тех, кто ищет эффективные практики и инструменты для развития себя и своих детей.