21 ОКТЯБРЯ 2021
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:
10 МИН.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
ОПЫТ ЭКСПЕРТА
Интервью
Интервью

Как сделать преподавателя из специалиста-практика?

Директор по продукту онлайн-университета SF Education, в котором преподают эксперты мирового уровня из ведущих компаний
Екатерина Маврина рассказала о тонкостях «превращения» практикующего эксперта в преподавателя: плюсы, минусы и подводные камни.
Как «разглядеть» практика, из которого получится хороший преподаватель?
Самый простой чек-лист для проверки практикующего эксперта состоит из трёх пунктов. Первый — это проверка на умение не просто дать знания, но и увеличить скорость и качество их усвоения. Если у человека нет способности быстро, доступно и наглядно объяснять свой материал, она не появится у него волшебным образом. И наоборот: если ваш практик обладает этим навыком на бытовом уровне или уровне общения со своими коллегами, это значит, вероятность, что из него получится хороший педагог высока.

Второй пункт — это терпение. Преподавателю приходится по несколько раз рассказывать один и тот же материал и отвечать на одни и те же вопросы. Иногда это нужно будет делать по вечерам, иногда на выходных или в праздники. И это терпение должно основываться на желании помочь и научить, а не потому что кто-то пожалуется.

Третий пункт — практик сам должен учиться. Он, как и любой первоклассный специалист, должен уметь и хотеть развиваться. Кроме того, он сможет видеть со стороны, что в его собственной программе хорошо, а что стоит доработать.
Как заинтересовать практика стать преподавателем?
Итак, вы нашли человека, который подошёл вам по всем трём пунктам. Теперь нужно решить довольно сложную задачу: убедить его стать преподавателем. По нашему опыту, есть несколько мотиваций, которыми можно заинтересовать практика попробовать себя в роли преподавателя:
Возможность говорить, выступать
Кому-то нужна практика разговорного жанра для работы, а кто-то просто хочет попробовать свои силы — читай «бросить себе вызов», так как придется развить свои навыки работы с людьми.
Возможность положительно влиять на чужую жизнь
Преподаватель даёт не просто теорию, но и практику. И зачастую, рассказывая о том, как и где что-то можно применить, он непосредственно способствует если не смене карьерного вектора, то точно её развитию.
Самоутверждение
Из всего списка это, на мой взгляд, единственная негативная и неприемлемая мотивация. Дело в том, что её проявления нередко осложняют процесс обучения для студентов. Из такой мотивации хорошего преподавателя не получится.
Дополнительный заработок
Даже первоклассный специалист — не равно много денег, поэтому возможность заработать редко бывает лишней.
Каким основам преподавания нужно научить специалиста, чтобы студентам было комфортно учиться?
Итак, вы нашли человека, который подошёл вам по всем трём пунктам. Теперь нужно решить довольно сложную задачу: убедить его стать преподавателем. По нашему опыту, есть несколько мотиваций, которыми можно заинтересовать практика попробовать себя в роли преподавателя:
1
Первое знакомство – первое впечатление
Преподаватель должен уметь интересно рассказать о себе и своем опыте. Мы рекомендуем активно использовать истории из профессиональной жизни в течение всего курса. Это, с одной стороны, разбавляет материал, а с другой — студенты его лучше запоминают.
2
Умение вести дорожную карту
Нужно уметь рассказывать про план занятий и обосновывать его, а также управлять ожиданиями учеников в течение курса.
3
Уметь задавать вопросы и регулярно собирать обратную связь
Это оживляет процесс обучения и позволяет оценить, насколько хорошо группа усвоила материал, а затем скорректировать материал.
4
Уметь активно вовлекать студентов в процесс
Например, несложными быстрыми упражнениями для «‎разогрева» перед занятием или групповыми заданиями.
5
И конечно работать над выразительностью речи, расширять словарный запас, улучшать дикцию, не читать с листа.
Обратите внимание: есть один момент, с которым начинающим преподавателям лучше помочь заранее, потому что сами они об этом никогда не попросят.
Дело в том, что у них всегда есть энтузиазм, хотя на практике они иногда переоценивают свои силы. К тому же, многим приходится совмещать преподавание с основной работой, а сроки сдачи материалов могут отличаться от желаемого. В итоге, преподаватель боится расстроить вас, поэтому что до последнего надеется, что всё успеет. Для того, чтобы наш практик не «перегорел», мы помогаем ему спланировать время на запись, составить презентацию и приглашаем к нам в студию, где обстановка более располагает к работе.
С какими недостатками «практиков» можно столкнуться?
К сожалению, у каждой положительной черты чаще всего есть негативная пара:
Увлеченный, но забывчивый
Терпеливый, но не способный организовать свой график
Дисциплинированный, но крайне нудный и дотошный
Первоклассный специалист, но плохой оратор
Это всегда так работает, и в этом нет ничего критичного. Нужно просто учесть эти потенциальные риски и нейтрализовать их. К сожалению, на нейтрализацию не всегда есть время, поэтому мы снова возвращаемся к первому пункту: отдавать предпочтение нужно практикам, которые соответствуют нашему чек-листу.
Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях:
По всем вопросам обращаться
© 2014–2020, EdCrunch. Все права защищены.
Главная конференция для профессионалов в образовании и тех, кто ищет эффективные практики и инструменты для развития себя и своих детей.