1 ИЮЛЯ 2021
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:
7 МИН.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Интервью
Высокие цены и низкая эффективность: 5 мифов о бизнес-образовании и МВА в России
Программы MBA в России работают с 1988 года. За 30 с лишним лет появилось множество бизнес-школ, однако это направление до сих пор окутано мифами, которые связаны с особенностями российского рынка. Разобраться с самыми распространенными стереотипами нам помогла Юлия Княжанская, руководитель направления MBA в Нетологии.
1. MBA в России гораздо ниже уровнем, чем за рубежом
На западе MBA появилось значительно раньше, чем у нас, поэтому неудивительно, что качество зарубежных школ кажется более высоким: методики отработаны, а знаниями делятся профессоры с двадцатилетним стажем. В России направление MBA моложе, однако это не значит, что качество бизнес-образования ниже. Это относится и преподавателям. Российские программы MBA ожидаемо затрагивают специфику ведения бизнеса на местном рынке, поэтому спикерами выступают российские предприниматели, которые, как и любые другие, могут иметь разный уровень компетенций, опыта, экспертности, а ещё нравиться или не нравиться как личность. Но нельзя говорить о том, что они недостаточно квалифицированы, чтобы давать ценные знания. Образовательные учреждения, которые дают MBA-программы, должны соответствовать стандартам, проходить аккредитацию, поэтому некомпетентных специалистов в числе спикеров не могут иметь. Кроме того, во многих российских учебных заведениях уже активно привлекаются международные эксперты. Например, Нетология приглашает преподавателей из Cambridge Judge Business School, Frankfurt School Finance&Management и других бизнес-школ, а также из международных компаний. Приезжающие эксперты вносят в программу не только свой взгляд на проблему, подходы, методики, но и делятся международными кейсами, предлагая увидеть и изучить и особенности зарубежного бизнес-рынка.
2. MBA не работает в онлайне
У россиян долгое время было предубеждение по поводу любого дистанционного образования: если не в аудитории, с живым преподавателем, то не результативно. Согласна: ещё лет десять назад можно было говорить о том, что онлайн-MBA — вещь странная и вряд ли эффективная. Однако сегодня даже старейшие университеты США и Европы вводят дистанционное обучение, в том числе и в MBA. Тем более, что исследование НИУ ВШЭ и университетов США доказало, что онлайн-образование по эффективности не уступает очному, предлагая более гибкий график для студентов и возможность получать знания, не покидая родного города.
3. MBA — это много теории и мало практики
Этот миф появился как результат общественного мнения о том, что лучшие навыки и знания получаются только на практике. Студенты университетов давно привыкли учиться заново после получения диплома на стажировках и курсах и в бизнес-образовании похожая ситуация. Топ-менеджеры понимают, что в бизнесе необходимо наступить на свои управленческие грабли скорее всего не один раз, чтобы понять, как компании развиваться. И отчасти это и правда так, «учиться на работе» — не самый плохой способ развития.

Но в современном MBA есть один инструмент, который воспроизводит совершение реальных ошибок в бизнесе. Программы бизнес-обучения построены на case study — то есть обучение кейсовым методом. Причем, с использованием реальных ситуаций, а не смоделированных. Термин появился в Гарвардском университете почти сто лет назад и быстро прижился в бизнес-школах, которые оценили его преимущества в сравнении с традиционной образовательной схемой.

Во время обучения студенту приходится как изучать сложные истории от разных реальных компаний, так и решать десятки и сотни задач. Причем условия могут быть смоделированы только для отработки знаний или взяты из опыта существующего бизнеса. Главная задача решения кейсов — изменить ситуацию так, чтобы принести компании пользу. Например, студент должен оценить возможности бизнеса X для масштабирования и оптимальные пути для этого, или понять, как ускорить производство и увеличить его объемы, или вывести из случившегося кризиса.

Важно то, что зачастую предложенные на MBA-программах кейсы не предполагают простого и лежащего на поверхности ответа. Учащийся должен спрогнозировать развитие событий и объяснить, почему сделать нужно именно так. Кроме того, в ходе дискуссии студенты учатся отстаивать свое мнение, анализировать и принимать во внимание чужие идеи. В российских MBA-программах сегодня есть около 500–700 кейсов, которые комбинируются с привезенными иностранными экспертами.
4. MBA — это необоснованно дорого
Этот миф можно назвать полуправдой: цены на программы MBA действительно выше, чем за бизнес-курсы. Если курс по «малому предпринимательству» cтоит всего 89 тысяч рублей, то за обучение на MBA придётся заплатить от 747 тысяч рублей до двух миллионов — всё зависит от выбранной школы, специализации и продолжительности курса. Но! Во-первых, в сравнении со стоимостью MBA-программ за рубежом, цена которых колеблется от восьми до девяти миллионов рублей без учёта перелётов и проживания, российские — существенно дешевле. Во-вторых, за полтора-два года MBA-программы дают значительно больше ценных знаний и навыков, чем обычные бизнес-курсы. Надо понимать, что на бизнес-курсы приходят за конкретным навыком, освоить который самостоятельно, долго или просто сложнее. MBA же приходят получать для того, чтобы получить комплексные знания о бизнесе, поменять свое мировоззрение и мышление, научиться составлять стратегии и не бояться сложных кризисных ситуаций. MBA даст все это вместе с конкретными навыками по всем сферам развития бизнеса - маркетингу, управлению, аналитике, финансам.И за это нужно платить.
5. MBA не получится совмещать с работой
Подобное утверждение тоже можно отнести к полуправде, потому что есть MBA-программы, которые предполагают обучение с утра до вечера. Ни о какой полноценной работе речи здесь, безусловно, не идет — даже если удастся состыковать график, физически и умственно это будет тяжело. И в целом эффективность обучения выше, когда человек отдает себя полностью этому процессу и не отвлекается на другие занятия, которые тоже забирают много времени и сил.

Однако сегодня существует большое количество гибких программ, которые можно «настроить» или подобрать под себя. Например, вечернее обучение или в выходной день. Кроме того, многие образовательные учреждения предлагают получить степень MBA дистанционно. Режим не такой интенсивный, время занятий можно сопоставить с вашим графиком, поэтому работа не пострадает. По эффективности дистанционный формат не уступает очному, программа меняется незначительно.

Единственное ощутимое различие — отсутствие неформального общения между студентами и в паре учащийся-преподаватель в онлайн-формате. Некоторым людям может не хватать ощущения живого комьюнити. Однако в то же время и преподаватели, и сокурсники становятся ближе благодаря мессенджерам и социальным сетям. А это именно та реальность, в которой мы живем все последние полтора года — конференции проходят в онлайн-формате, нетворкинг в Zoom. Поэтому если человек хочет сочетать учебу и работу, он может смело идти на онлайн-MBA.

Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях:
По всем вопросам обращаться
© 2014–2020, EdCrunch. Все права защищены.
Главная конференция для профессионалов в образовании и тех, кто ищет эффективные практики и инструменты для развития себя и своих детей.