22 ОКТЯБРЯ 2021
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:
13 МИН.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
ОПЫТ ЭКСПЕРТА
Интервью
Комментарий

Как превратить свою компанию в самообучающуюся

Сооснователь LXP-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS Надежда Макова рассказала, что такое самообучающаяся организация, почему способность к самообучению сегодня вышла первый план и что нужно сделать, чтобы ваша компания стала самообучающейся.
Что такое самообучающаяся организация
Лучшее, на мой взгляд, определение самообучающейся организации, дал Дэвид Гарвин. Он сказал, что это «организация, которая успешно создаёт, приобретает и передает знания и идеи, корректируя в соответствии с ними свои действия».

Понятие «самообучающаяся организация» стало популярным ещё в конце XX века. Американский ученый, профессор школы менеджмента MIT Sloan и основатель «Общества организационного обучения» (The Society for Organizational Learning) Питер Сенге утверждал, что в самообучающихся организациях главными факторами производительности и объектами инвестиций становятся человеческие ресурсы и талант.

Несмотря на то, что о важности самообучающихся организаций говорят уже более 20 лет, по-настоящему таковыми могут назвать себя только 10% компаний. Они и получают доступ ко всем преимуществам рынка, так как инвестируют в рост и развитие сотрудников, в своих партнёров и клиентов, а также работают над тем, чтобы видеть более полную картину мира и адаптироваться к изменениям. В долгосрочной перспективе эти компании становятся лидерами рынка в своих отраслях на 30% чаще, чем бизнес, который не инвестирует в развитие сотрудников.

Сотрудникам самообучающиеся компании тоже кажутся более привлекательными. По данным отчета Gallup, отсутствие развития и карьерного роста — первая причина, по которой люди покидают компании. К сожалению, только четыре из десяти сотрудников в США сообщают, что у них есть правильные возможности учиться и расти на работе.
Печально осознавать, что несмотря на преимущества, которые открывает самообучаемость перед бизнесом, так мало компаний приходят к такому формату. С другой стороны, хорошая новость тоже есть — вы всё еще можете войти в число первопроходцев и воспользоваться абсолютно всеми преимуществами.
Признаки самообучающейся организации
Питер Сенге выделил пять самых важных характеристик:
Индивидуальное мастерство
Ментальные модели
Единство взглядов
Коллективное обучение
Системное мышление
Давайте подробно рассмотрим каждую из них.
Системное мышление
Организацию нужно рассматривать, как единое целое: когда что-то происходит в отделе маркетинга, нужно оценивать это не только с точки зрения влияния на тот же отдел маркетинга. Нужно подниматься выше и смотреть, как это влияет на всю компанию и на другие отделы. Этот принцип относится и к культуре совместного обучения в компании: каждый человек в организации важен, все сотрудники понимают свою роль в жизни отдела и компании и то, как правила и политика компании влияют на работу в организации. Важно создавать условия, в которых люди будут свободно высказывать свое мнение и с уважением воспринимать точку зрения других людей.
Индивидуальное мастерство
Важно, чтобы любой сотрудник организации понимал и придерживался её культуры. Также важно, чтобы у каждого были персональные цели, которые для него важны, и понимание того, какие знания и навыки нужны для их достижения.
Ментальные модели
В процессе работы каждый сотрудник формирует собственную ментальную модель того, как работает организация. Это включает в себя восприятие того, из чего складывается организационная структура, какие ценности и цели компании транслирует руководство и так далее. Ментальные модели — это ценный источник информации о том, где действительно находится организация, и что нужно делать, чтобы прийти к цели. Самообучающиеся организации позволяют сотрудникам самостоятельно перестраивать эти ментальные модели с помощью саморефлексии или проверки новых теорий и подходов.
Единство взглядов
Общее видение — это процесс, в ходе которого происходит согласование миссии компании с индивидуальными ментальными моделями сотрудников. Задача бизнеса — помочь менеджерам правильно сформулировать, чего они хотят от сотрудников, а сотрудникам — понять, что от них хотят. При этом важно, чтобы люди были согласны с видением компании. Для этого нередко требуется проведение корпоративных дискуссий о том, куда движется компания. В развитии самообучающейся организации очень помогают дальновидные лидеры, которые полностью разделяют видение компании. Такие лидеры вдохновляют команду и грамотно оспаривают предположения сотрудников, подталкивая их к саморефлексии.
Коллективное обучение
В самообучающейся компании все сотрудники привержены идее непрерывного образования, а сама компании предоставляет для этого множество возможностей, а самое важное — поддерживающую учебную среду. Ключевое в такой среде — сотрудничество. Если каждый сотрудник знает цели организации, отдела и собственные цели, обучение превращается в командную работу. Задача компании — обеспечить обмен знаниями и возможность делиться учебными материалами.
Как компании стать самообучающейся
Понять, на чём сделать акцент для развития вашей компании в качестве самообучающейся, поможет диагностика текущего положения организации. Для этого можно использовать опросник DLOQ. Его авторы считают, что самообучающимся организациям надо развивать семь ключевых направлений:
1
Создавайте возможности для непрерывного обучения
Непрерывное обучение должно органично встраиваться в рабочий процесс сотрудников и способствовать их росту. Для этого нужно предоставить сотрудникам ресурсы, которые помогут создать прочный и гибкий доступ к важной информации. Таким ресурсом может стать корпоративная база знаний на LXP-платформе.
2
Создавайте условия для исследований и диалога
Такие условия предполагают, что сотрудники умеют аргументированно выражать свою точку зрения и готовы воспринимать мнение других людей. Это возможно, если корпоративная культура способствует развитию и применению навыков обратной связи, диалога, экспериментирования. Создайте атмосферу взаимного уважения, сотрудничества и поддержки, чтобы люди были готовы поделиться своими знаниями с другими, и разработайте стратегии для реализации и поддержки культуры обратной связи. В таких условиях можно будет подчеркивать пробелы в знаниях сотрудников, вызывая у них любопытство, а не недовольство.
3
Стимулируйте совместную работу и обучение
Лучше всего для этого подходит командная работа, при которой сотрудничают люди с разными образами мышления. Если ваша корпоративная культура поощряет совместную работу, вы уже на полпути к успеху. Создайте пул штатных экспертов и определите, какими навыками они могут делиться с другими для достижения бизнес-задач. Позвольте людям работать с разными командами и обмениваться опытом.
4
Создавайте системы для управления знаниями
Чтобы создать такую систему, нужно, чтобы процессы и технологии для сбора и распространения знаний были удобны для использования. В этом случае люди охотно пользуются ресурсами для корпоративного обучения. Проведите обучение использованию цифровых инструментов — например, LXP — и постарайтесь получить обратную связь от участников, чтобы улучшить доступа и сделать инструмент проще для использования.
5
Стимулируйте сотрудников создавать и реализовывать общее видение
Это означает, что сотрудники вовлечены в обсуждение видения будущего компании и чувствуют себя ответственными за его реализацию. Чётко изложите цели и потребности организации. Сделайте процедуры и ожидания, связанные с целями обучающейся организации, прозрачными.
6
Поддерживайте связь организации с внешней средой
Это возможно в условиях, когда у сотрудников есть ресурсы для исследования среды и контекста, в которых существует компания. В этих случаях они принимают решения, исходя из полученной информации и понимают, как их работа влияет на развитие организации, ее продукты и деятельность в целом. Поощряйте участие сотрудников в отраслевых конференциях, бизнес-клубах и форумах. Организовывайте встречи специалистов из разных организаций для обмена опытом и приглашайте внешних экспертов выступать для сотрудников вашей компании.
7
Обеспечивайте вовлеченность лидеров и руководителей в процессы обучения
Лидер компании — ролевая модель для сотрудников в обучении и развитии. Поэтому важно, чтобы руководители не только придерживались концепции непрерывного обучения, но ещё и подходили бы к этому вопросу стратегически, связывая его с достижением бизнес-целей. Создайте для руководителей площадку, на которой они смогут разбирать вопросы об обучении, которые их беспокоят, и с которыми они не могут выйти к рядовым сотрудникам. Это может быть закрытая группа, в которой они могут посоветоваться с другими руководителями или поделиться своими рекомендациями.
8
Создавайте прочную и поддерживающую инфраструктуру
Этого пункта нет в опроснике, но я добавлю его, потому что считаю не менее важным, чем предыдущие семь пунктов. Невозможно построить дом на шаткой почве. Создать успешную обучающуюся организацию без надежной инфраструктуры тоже не получится. Её задачи — помочь каждому сотруднику осознать свою роль в жизни компании и почувствовали себя частью чего-то большего, чем просто работа. Инструментом такой инфраструктуры могут стать LXP-системы для персонализированного обучения, такие как K-AMPUS. Такие платформы — это не просто площадки для размещения контента или управления знаниями. При наличии правильного сопровождения LXP-платформы успешно способствуют развитию в компании культуры обучения.
Заключение
Я буду рада, если моя статья вдохновит вас на развитие компании — используйте эту публикацию в качестве чек-листа и у вас всё обязательно получится! Игра стоит свеч: обучающиеся организации приносят своим владельцам в три раза больше доходов, чем другие компании. Вот кейсы, которые это доказывают:
Ренессанс Кредит
В Ренессанс Кредит решили не просто предоставлять сотрудникам разнообразный учебный контент, но и предложили им самим участвовать в разработке различных инструментов. Сначала прототип любого инструмента отдают сотрудникам на тест, собирают их обратную связь и только после этого продукт становится доступен. Директор департамента по работе с персоналом Елена Логинова отмечает, что это помогает компании экономить внутренние ресурсы, создавая при этом востребованные предложения.
Adobe
Компания Adobe — один из лучших примеров построения самообучающейся организации. Она организует для сотрудников онлайн-курсы по запросу, развивает программы менторства и лидерства, а также возмещает расходы сотрудников на внешнее обучение. Кроме этого, в Adobe действует программа Kickbox, которая поощряет инновационные и рискованные решения вне зависимости от их результата. Любой сотрудник может получить 1000 долларов на воплощение своей идеи, при этом не проходя через сложную процедуру для получения гранта. В 2019 году 1000 сотрудников компании воспользовались данной возможностью, а 23 из них затем получили дополнительное финансирование на развитие своего проекта. Эта программа позволяет компании учиться у своих сотрудников, принимая во внимание не только успешные, но и провалившиеся идеи.
Skimсlinks
Компания увидела первые результаты уже спустя год после перехода к формату самообучающейся организации компания: удовлетворенность клиентов выросла с 78% до 93%, а затраты на инфраструктуру снизились на 70%. Чтобы добиться таких результатов, компания выбрала, на чем будет фокусироваться, начала открыто обсуждать любые проблемы на корпоративных собраниях и учиться уже во время таких обсуждений, а также формализовала корпоративное обучение.
Для всех, кто хочет узнать о преимуществах самообучающихся организаций больше, команда K-AMPUS оформила аналитический отчёт, который доступен для скачивания.
Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях:
По всем вопросам обращаться
© 2014–2020, EdCrunch. Все права защищены.
Главная конференция для профессионалов в образовании и тех, кто ищет эффективные практики и инструменты для развития себя и своих детей.