Error get alias
8 ДЕКАБРЯ 2021
ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:
14 МИН.
ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД
Какие перспективы у сотрудничества вузов с EdTech-индустрией?
Интервью

Какие перспективы у сотрудничества вузов с EdTech-индустрией?

Специально для EdCrunch Journal эксперты образовательной платформы Нетология рассказали о тенденциях в сфере сотрудничества вузов и EdTech-компаний.
Ольга Сохнева
Руководитель направления «Высшее образование» в Нетологии
Курс на сближение
По данным статистического сборника НИУ ВШЭ к началу 2020 года общая доля онлайн-сегмента в высшем образовании в России была всего 0,04%. В этом году ситуация начала меняться в лучшую сторону: если в 2020 открылись всего три партнёрские программы вузов и российских EdTech-компаний, сегодня их уже больше 20.

Свои онлайн-программы открыли такие известные вузы, как НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МИСиС и МФТИ. Но самой успешной по набору программой на российском рынке стала совместная онлайн-магистратура Нетологии и НИУ ВШЭ — на программу «Управление цифровым продуктом» зачислили 129 студентов. Несмотря на то, что по форме это магистратура в очном формате, занятия проходят онлайн с участием практикующих экспертов и преподавателей.
История вопроса
Запрос на новые инструменты появился у вузов давно: ещё в 2000 году в Колумбийском Университете США запустили онлайн-систему Fathom, в которой было 2000 курсов. Этот проект свернули в 2003 году, потому что не смогли покрыть и десятой части суммы, которая была потрачена на его запуск.

Цифровизация западного образования началась в 2013 году, когда многие зарубежные вузы открыли собственные онлайн-курсы. Ориентируясь на коллег из-за рубежа, российские вузы тоже начали постепенно переводить свои курсы в онлайн. Государство эту тенденцию поддержало: стимулом для освоения вузами новых форматов обучения стал «Проект 5–100», который создавался с целью повысить мировую конкурентоспособность российских университетов. В рамках этого проекта вузам выделяли финансирование на поддержку студентов и сотрудников, исследования и совместные программы с ведущими иностранными вузами и научными организациями.
Пандемия укрепила тренд на цифровизацию и вынудила вузы ускорить переход на онлайн-обучение.
Преимущества онлайн-программ
Онлайн-магистратуры предлагают студентам всё то, за чем они приходят в вузы: фундаментальное образование, профессию и профессиональные контакты. И ещё немного больше благодаря новым подходам:
Карьерно-ориентированный — позволяет сделать упор на реальные кейсы и с помощью индустриальных партнёров научиться применять знания на практике в реальных условиях.
Сервисный — делает обучение более удобным для студентов. Организационные вопросы решаются оперативно и удалённо, кураторы, менторы и тьюторы всегда рядом.
Фактически участники онлайн-программ получают тот же объем знаний и такой же диплом, что и студенты очных программ, но без необходимости выходить из дома. Также остаётся возможность активно общаться с преподавателями и одногруппниками и пользоваться всеми студенческими льготами.

И самое важное — можно совмещать учёбу с работой. Но в этом случае придётся научиться эффективно управлять своим временем и силами.
Какие перспективы у союза EdTech и вузов
Вузы — мощный социальный институт, тесно связанный с наукой, рынком и государством. Опираясь на научную базу и многолетний опыт преподавания, вузы дают качественное образование, но им сложно быстро меняться и подстраиваться под сиюминутные настроения рынка.

EdTech-компании могут предложить вузам новейшие технологии, умение быстро реагировать на запросы среды и опыт работы с онлайн-форматами, который они наработали в сфере дополнительного профессионального образования.

Сочетание фундаментального образования и высоких технологий открывает новые горизонты для всех участников процесса обучения:
1
Жители регионов смогут поступать в ведущие российские вузы без необходимости кардинально менять свою жизнь и переезжать в Москву или Санкт-Петербург.
2
Студентам будет проще получить доступ к профессиональному сообществу и индустриальным партнёрам, которые делятся со студентами знаниями и опытом, обеспечивая проектные работы реально существующими задачами.
3
Ослабнет зависимость от физических ограничений: можно будет обучать больше студентов одновременно, разделяя их на потоки.
4
У вузов появится возможность использовать технологии онлайн-обучения: образовательные и технологии мониторинга успеваемости.
«Сотрудничество вузов и EdTech полезно всем. Вузы выходят в онлайн, используя опыт успешных EdTech-компаний: маркетинговые инструменты, методики онлайн-образования. EdTech заходит на новый рынок и расширяет свою аудиторию, а значит, больше людей получают новые возможности. Рынок получает качественных сотрудников, у которых фундаментальные знания сочетаются с практическими навыками, полученными в процессе обучения и стажировок в лидирующих компаниях отрасли. Студенты получают возможность учиться в лучших вузах, не выходя из дома, а также навык удалённой учёбы, который потом позволит эффективно работать удалённо»
— Ольга Сохнева
руководитель направления «Высшее образование» Нетологии
Прогноз на ближайшее время
Если тренд на сближение вузов и EdTech-компаний сохранит динамику, на рынке высшего образования появится больше игроков, в том числе крупных технологических компаний. Постепенно онлайн-обучение придёт и в классические специальности, а для направлений, в которых высока роль физического присутствия и практики, возможен гибридный формат: онлайн-обучение теории и очная практика.

Сотрудничество вузов с EdTech-индустрией приведет к смене классической модели образования: будут открываться новые бакалаврские и магистерские программы и появляться совместные проекты российских EdTech-компаний и иностранных вузов. Например,
Нетология планирует в 2022 году открыть шесть новых онлайн-магистратур в партнёрстве с ведущими российскими вузами.
Присоединяйтесь к нам
в социальных сетях:
По всем вопросам обращаться
© 2014–2020, EdCrunch. Все права защищены.
Главная конференция для профессионалов в образовании и тех, кто ищет эффективные практики и инструменты для развития себя и своих детей.